Мода никогда не забывала о мужчинах. Возможно, потому, что им она скорее всего и обязана своим рождением. Загляните в историю моды — и вы найдете и пальто редингот, и рукав реглан, и ткань «принц Уэльский», и шляпу боливар и т. д. Редингот, Реглан, Боливар и принц Уэльский — имена людей известнейших, которые прославились не одним лишь умением красиво одеваться. Их влияние на общество было настолько значительным, что им подражали и в манере носить одежду. Женских имен в истории моды сохранилось намного меньше, хотя во все времена к числу не самых безобидных женских слабостей относилась любовь женщин к красивым нарядам.
Сказать, что современные мужчины совсем забыли о моде, нельзя. Они в рамках допустимых приличий робко интересуются шириной брюк и формой лацканов, но при этом изо всех сил стараются делать вид, что всерьез это их не волнует. Эта двойственная и в чем-то не до конца искренняя позиция в отношении к моде имеет свои причины.
Примерно с двадцатых годов прошлого века в СССР началась борьба с так называемыми буржуазными, а потом «нэпмановскими» проявлениями в костюме. Остракизму подвергались такие безобидные предметы одежды, как шляпа («Эй, ты, в шляпе!»}, галстук, жилет. Ничего лишнего — простота и рационализм — этот лозунг исключал все яркое, новое, нестандартное. Костюм-тройка на многие десятилетия стал самой престижной и самой «смелой» одеждой деловых мужчин. Все возможные вольности могли касаться лишь отдельных подробностей этого костюма. Стандарт соблюдался неукоснительно, любые отклонения от него связывались с моральным, а то и с политическим обликом человека, осмелившегося отойти от жестких, хотя и неписанных правил. Осуждению подвергались и слишком узкие, и слишком широкие брюки, и чрезмерно яркие галстуки, и излишне нарядные рубашки. Запреты касались длины волос, борода и усы могли повредить карьере. Только старательное и только полное следование безликому стандарту не вызывали административного протеста.
Правда, находились — как, впрочем, и во все времена — смельчаки, которые носили галстуки со знойными тропическими пейзажами, яркие рубашки, ботинки на платформе. Но их попытки расшатать сложившийся в одежде стереотип кончались плачевно. Их клеймили позорной кличкой — «стиляги», словно в насмешку над тем, что всегда включало в себя понятие стиля. Их обвиняли в низкопоклонстве перед Западом, их высмеивали и пародировали. Во всем этом не было бы ничего особенного — мода знает подобные сюжеты. Ее новые предложения, как правило, принимаются с трудом, но постепенно к ним привыкают, и то, что недавно казалось уродливым, начинает нравиться. Нормальный путь нормального движения моды.
Но у нас ничего подобного не случилось. Костюм — синий, серый, коричневый — не сдал своих позиций. И самые смелые мужчины отступили, вполне резонно рассудив, что из-за костюма, одежды — какой бы привлекательной она ни была — не стоит рисковать своим положением в обществе. В отличие от них женщины, забыв обо всем, ринулись навстречу мини-моде и брючным костюмам. Это было время увлекательнейших нравственных боев вокруг моды — короткие юбки были объявлены аморальными, так как излишне открывали женскую фигуру, а брюки были признаны неприличными, так как...— впрочем, аргументы были столь абсурдными, что не хочется их повторять.
Наблюдая за победами и поражениями сторонниц мини-юбок и брюк, здравомыслящие мужчины с удовлетворением отмечали, что они выбрали спокойный и правильный путь, и еще более укрепились в своем консерватизме.
Его смогло поколебать только появление джинсов, да и то не сразу, да и то не основательно. Теперь уже могут показаться неправдоподобными споры, которые велись вокруг джинсов — как мы заблуждались, преувеличивая их преимущества и отрицая их! Однако спортивный стиль начал изменять привычный мужской гардероб, и влияние его по сей день несомненно. Куртки, среди которых самыми престижными стали кожаные, блузоны, просторные свитеры, более корректные джемперы, водолазки — все это входило в гардероб делового мужчины, отодвигало на второй план привычный английский костюм. Тем более, что на улицах появились первые хиппи и рокеры, и рядом с ними любая вольность в рамках дозволенного казалась просто детской шалостью...
Сегодня никого не удивляет ни бородатый, ни длинноволосый мужчина, и вольная одежда вытесняет так называемый «костюм клерка» — английский костюм с белой сорочкой и галстуком. Мужчины становятся более свободными в выборе одежды, терпимее к тому, как одеваются и выглядят другие. И все же...
Мы все слишком скованны, когда не знаем правил игры, боимся попасть впросак, показаться смешными. Мужчинам, которые десятилетиями «прятались» в привычный английский костюм, возможно и хочется сменить его на нечто более привлекательное. Но, во-первых, надо знать, на что его сменить, и надо знать, в каких ситуациях допустимо одеваться так или иначе. В гардеробе современного мужчины должна быть удобная и непременно красивая одежда на все случаи жизни: и для торжественного приема, и для обычного делового визита, и для встречи со старыми друзьями, и для командировок, и для отдыха.
И хотя большинство представителей сильного пола привыкли обходиться лишь самым необходимым — постепенно они начинают осознавать, что одежда играет не только чисто утилитарную роль — она приносит радость, а это радость — быть привлекательным, элегантным, подтянутым...